Ставят ли точки в презентации. Не волнуйтесь, я сейчас все объясню! Другие ошибки в презентациях

Доброго времени суток!

Создать презентацию - это еще пол дела (а то и меньше) . Ведь кроме поиска и компоновки материала (текста, рисунков и пр.) - нужно все правильно и красиво оформить, чтобы ваша работа достойно выглядела!

Не раз и не два наблюдал картину, когда отличный вроде бы материал, был представлен плохо (например, на слайдах была не читаемая информация) - из-за чего работа не получала заслуженной оценки.

В этой статье остановлюсь на основных ошибках, которые допускают большинство начинающих в этом не простом деле. Исправив оные, ваша работа будет правильно оформлена и отлично выглядеть.

В помощь!

Основные ошибки при оформлении презентации

Сколько людей - столько и мнений 😉...

Вообще, в каждой организации и учебном заведении свои требования к оформлению и представлению презентации. Естественно, при создании своей работы - ориентируйтесь в первую очередь ими.

Но тем не менее, есть "ошибки", которые далеко не всегда присутствуют в этих руководствах. Поэтому, из своего опыта, дам несколько "капитанских" советов, как сделать свою презентацию лучше!

Отсутствие титульного листа/либо автора, года на нем

Многие не придают значения титульному листу, и либо его вообще не делают, либо пишут на нем только тему работы. Но все-таки, чисто мое мнение, создать его все равно нужно и указать на нем год, автора, описание работы.

Например, я не так давно перебирал свои старые презентации: пару из них не были подписаны - так я даже не вспомнил их темы, и когда они были!

Кстати, по тому же ГОСТУ на титульном листе (это актуально, если вы учитесь в каком-нибудь учебном заведении) должно указываться:

  • учебное заведение;
  • тема работы презентации;
  • автор;
  • преподаватель или руководитель;
  • контактные данные (например: сайт, телефон. Указываются не всегда);
  • город.

Отсутствие плана

Этот пункт, конечно, не относится прямо к оформлению, но не затронуть его не могу...

План-плану рознь! Вторым листом в презентации, обычно, всегда идет план. Делать его или нет - ваше решение. Но я сейчас, хотел поговорить немного о другому плане - о вашем выступлении!

Какой бы не была презентация - это лишь слайды и картинки на них. Многие моменты, наверняка, требуют вашего авторского пояснения, ответы на вопросы (которые всегда бывают к интересным презентациям) .

Поэтому, заранее продумайте о том, что вы и как будете рассказывать. Очень многие не могут правильно оценить и рассчитать время своего выступления - в большинстве случаев оно ограничено! Самое главное - за время выступления передать основную суть вашей работы (а то многие, например, слишком затягивают со вступлением...) .

Всё, что не успели рассказать (например, различные дополнения или пояснения) - лучше скопировать в электронном виде всем заинтересовавшимся, или просто ответить на вопросы слушателей, если таковы будут.

Не сочетаемые цвета

Дизайн темы (цвет шрифтов, их размер, цвет элементов страницы) - играет огромную роль! Если презентация отлично выглядит на вашем мониторе - далеко не факт, что она так же хорошо будет выглядеть на другом мониторе компьютера (ноутбука), и уж тем более, если вы надумаете ее распечатать (кстати, в этом случае - рекомендую брать обязательно белый фон).

Представьте, как будут сливаться цвета, если вы отойдете от монитора (пусть даже большого) на несколько метров. Пример показан на скриншоте ниже: оформление презентации слева не самое удачное, на некотором расстоянии шрифт начинает сливаться с темой, а вот справа, наоборот, читаемость выше на порядок!

Дизайн темы

Старайтесь избегать следующего:

  • не использовать розовый, желтый (да и вообще светлые тона и оттенки) для текста - их плохо видно, когда в помещении есть блики, или на удаленном расстоянии;
  • не использовать темный фон (особенно черный) для презентации: глаза быстро устают при чтении текста на таком фоне. Если не верите - попробуйте открыть сайт с черным фоном...

Слишком маленький размер шрифта, выбор плохо-читаемого шрифта

Некоторые пользователи при создании презентации любят использовать редкие шрифты. С одной стороны, шрифт, конечно выглядит красиво, но с другой есть целый ряд минусов:

  • во-первых, многие красивые шрифты плохо-читаемы. Попробуйте долго читать такой "красивый" шрифт - у вас быстро устанут глаза. К тому же, с дальнего расстояния его плохо видно (пример на скрине выше). Мой совет: если используете такие редкие шрифты - делайте их только для заголовков (или кратких описаний) и обязательно, как можно крупнее!
  • во-вторых, выбранного редкого шрифта может не быть на другом ПК, на котором вы запустите презентацию. В итоге, ваша работа вся разъедется, чтобы поправить - потребуется время... На мой взгляд, лучше всего выбирать следующие шрифты: Arial, Tahoma, Verdana (они есть практически на любом компьютере, а так же их удобно и легко читать) ;
  • в-третьих, постарайтесь избегать курсива и подчеркиваний на основном тексте. Все-таки, читать обычный текст (без выделений) гораздо проще (см. показательный скрин ниже);
  • в-четвертых, не мельчите, лучше сделайте 2-3 слайда вместо одного, на котором будет всё хорошо видно. Размер шрифта старайтесь выбрать покрупнее.

Шрифты: Segoe Print vs Arial (Arial гораздо лучше видно и легче читать, особенно, с расстояния)

Не качественное описание к картинкам

Многие делают описания к картинкам прямо на самих картинках. В результате часть описания - просто невидна, тем более, если цвет текста (размер шрифта) сливается с цветами картинкой. Пример показан на скрине ниже.

Один из лучших вариантов: описание к картинке делать снизу/сбоку/сверху, но никак не на ней самой.

Проблемы со звуком и видео

Довольно часто приходилось наблюдать проблемы с презентациями, в которых использовались видео или аудио вставки. Часто на компьютере, с которого запускалась и представлялась презентация, не было нужных кодеков, в результате видео показано не было, и презентация теряла часть своей цены.

Кстати, если вы планируете распечатать презентацию на бумаге и ее представить в таком виде - то видео и аудио вообще нет смысла включать в слайды, лучше их просто скопировать на флешку и взять с собой.

Ошибки орфографии, пунктуации

Еще один бич многие презентаций - это орфография и пунктуация. В PowerPoint есть специальный раздел "Рецензирование" , поэтому простой совет: прежде чем представлять кому-либо презентацию, проверьте ее. Так же в интернете есть специальные сервисы для проверки орфографии и пунктуации - ссылку привел ниже.

Сделаю завтра/послезавтра...

И, последний совет, который пришел лишь с опытом... Старайтесь никогда не откладывать создание презентации (да и вообще, остальные дела) на самый последний день/срок - как правило, в спешке всё будет идти совсем не так, как хотелось бы. Зачем нужны ошибки, нервы, суета, когда можно их избежать?!...

Дополнения всегда приветствуются.

Андрей Колесников. “Типичные ошибки презентации”.

Статья Андрея Колесникова о том, каких ошибок стоит избегать в презентации. Хотя статья была опубликована в журнале для юристов и называется “Презентации юристов: типичные ошибки”, в ней показаны основные ошибки, которые встречаются в презентациях, посвященных любым темам.

Статья будет полезна маркетологам. В первую очередь, начинающим маркетологам, которым приходится выступать с презентацией своих исследований или планов маркетинга.

Презентации юристов: типичные ошибки

Успех публичного выступления зависит не только от ораторских навыков, но и умения создавать
современные и наглядные презентационные материалы. Значимость визуального представления
информации особенно повышается, когда большинство спикеров оперирует сухими
юридическими терминами. Грамотно подготовленная презентация позволяет выступающему
выделиться среди других и тем самым повысить как собственный имидж, так и имидж
представляемой компании. В статье выделены типичные ошибки, допускаемые юристами
при оформлении презентаций, на основе изучения презентаций спикеров четырех крупных
юридических мероприятий, состоявшихся в 2014–2015 гг.

Презентации взяты с официальных сайтов организаторов, поэтому можно предположить, что на форумах и конференциях спикеры выступали именно с этими слайдами. 1 Всего проанализировано 84 презентации, содержащие 879 слайдов. Таким образом, в среднем презентация для выступления состояла из 10,5 слайдов. Какими получились итоги? Из 84 презентаций можно выделить 14. Это презентации хорошего уровня, в которых информация на слайдах подана интересно, наглядно и доступно. Много ли это? Представляется, что крайне мало, так как составляет всего 17% от общего количества презентаций. Теперь более подробно разберем сильные и слабые (нуждающиеся в улучшении) стороны презентаций.

Дизайн шаблона слайда

Дизайн шаблона слайдов (подложки) - это фирменный презентационный стиль компании.
В целом показатели неплохие. У 32% фирменный стиль находится на хорошем современном уровне. Очень слабый дизайн (устаревший либо попросту отсутствующий) лишь у 15% исследованных презентаций.

Разберем конкретные примеры дизайна, для того чтобы лучше понять критерии отнесения
слайдов к той или иной категории.

БЕЛЫЙ ФОН - ИЗЛИШНЕЕ УПРОЩЕНИЕ. В ДАННОМ СЛУЧАЕ СЛАЙД НИЧЕМ НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СОТЕН ДРУГИХ, А ЗНАЧИТ, И НЕ ДОБАВЛЯЕТ УНИКАЛЬНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЮ.

РИСУНОК НА ЗАДНЕМ ФОНЕ – УСТАРЕВШИЙ ПРИЕМ, КОТОРЫЙ ОТВЛЕКАЕТ ОТ ИНФОРМАЦИИ НА СЛАЙДЕ И ПРИВОДИТ К УХУДШЕНИЮ ЕЕ ВОСПРИЯТИЯ.

ТЕМНАЯ ПОДЛОЖКА СЕЙЧАС ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ, ТЕМ БОЛЕЕ ПРИ НЕОДНОРОДНОМ ФОНЕ. ЭТО ЗАТРУДНЯЕТ СЧИТЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.

МНОГО БЕЛОГО, МНОГО «ВОЗДУХА» - СЕЙЧАС ЭТО В ТРЕНДЕ (АКТУАЛЬНО НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ДИЗАЙНА ПОДЛОЖКИ, НО И ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СЛАЙДА В ЦЕЛОМ). ВМЕСТЕ С ТЕМ ПРИСУТСТВУЮТ ЭЛЕМЕНТЫ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ, КОТОРЫЕ ВЫ-
ДЕЛЯЮТ ДАННУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ СРЕДИ ПРОЧИХ.

Таким образом, у 1/3 компаний все в порядке, над шаблоном их слайдов потрудились дизайнеры и сделали это очень достойно; 15% компаний следует срочно задуматься о разработке индивидуального современного шаблона, а остальным 50% это нужно сделать в том случае, если они хотят продемонстрировать высокий уровень и быть в тренде не только в юридических аспектах.

Уровень слайдов в целом

Если с дизайном шаблонов все очень даже неплохо, то с общим уровнем слайдов ситуация гораздо хуже. Из всех проанализированных слайдов (879) всего 14% отлично подходят для публичных выступлений. В них и объем информации допустимый, и размеры шрифта достаточные даже для просмотра с задних рядов, и оформление современное. Конечно, и их можно довести до идеала, но такая задача перед нами не стоит.

Почти половина всех показываемых сладов (46%) совершенно бесполезны! Представленную на них информацию можно прочитать с первых рядов или при наличии бинокля. Оформление таких слайдов зачастую устаревшее, объем информации огромен. По большому счету, это даже не слайды, а просто размещенный на них текст речи оратора либо отчет, перенесенный из Word. Оставшиеся 39% слайдов представляют собой нечто среднее между двумя крайностями: возможно, аудитория и посмотрит них, но большого удовольствия при этом не получит.

Основные рекомендации по созданию слайдов для публичных выступлений:

  • размещайте на слайде не более 30 слов. Чем меньше слов на слайде, тем выше вероятность того, что аудитория обратит на него внимание. Если слов больше 30, то аудитория, ско-рее всего, даже не прочтет его;
  • используйте минимум 24-й размер шрифта для формата слайда 4 х 3 и минимум 18-й при формате 16 х 10 или 16 х 9. При меньшем размере шрифта слушатели при всем желании вряд ли смогут прочесть текст (по крайней мере, с задних рядов);
  • располагайте на слайде не более одного графического объекта (например, одну таблицу, одну диаграмму или одну схему). Максимум,что можно добавить, - это краткое описание. Если объектов больше, создавайте несколько слайдов;
  • в каждом графическом объекте используйте не более 5–7 элементов (например, таблицу 5 х 5, схему с семью элементами, диаграмму с шестью категориями). Если элементов больше, то на первом слайде приведите общую схему, а на последующих слайдах разбирайте частности.

1 Антимонопольное регулирование в России (октябрь 2014 г.); Конференция ИФА по международному налогообложению (октябрь 2014 г.); Шестая ежегодная конференция IBA «Слияния и поглощения в России и странах СНГ» (декабрь 2014 г.); Юридический форум России
(апрель 2015 г.).

Виды слайдов

Желательно, чтобы все слайды были графическими, или чтобы количество чисто текстовых слайдов не превышало 10% от общего. В этом случае слайды будут помогать аудитории воспринимать информацию благодаря наглядному представлению материала. Еще важно, чтобы презентация была разнообразной: используйте схемы, таблицы, диаграммы, иллюстрации. Это позволит слушателям с интересом изучать каждый слайд, а не скучать из-за однообразной картины.

66% всех слайдов полностью текстовые! Без единой иллюстрации, без единого оформительского элемента. Понятно, что специфика юридической сферы накладывает на презентации свои отпечатки, однако 66% сугубо текстовых слайдов - это немыслимо, особенно с учетом того, что в эти 66% не попали текстовые слайды с небольшими иллюстрациями, диаграммами или схемами, где текст может превалировать.

Разберем подробнее основные виды слайдов с учетом их пригодности для публичных выступлений. В каждом из шести видов выделим три категории: бесполезные для выступлений слайды, удовлетворительные и отличные.

Текстовые слайды

СЛАЙД НЕПЛОХО ОФОРМЛЕН ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ, НАПРИМЕР, С ЭКРАНА ПК. ВМЕСТЕ С ТЕМ ОН БЕСПОЛЕЗЕН ДЛЯ ПОКАЗА ВО ВРЕМЯ ПУБЛИЧНОГО
ВЫСТУПЛЕНИЯ. ПРЕДСТАВЛЕННУЮ НА НЕМ ИНФОРМАЦИЮ НИКТО НЕ УВИДИТ, ТАК КАК РАЗМЕР ШРИФТА 12-Й, Т. Е. В ДВА РАЗА МЕНЬШЕ НОРМЫ. А ЕСЛИ КТО И УВИДИТ, ТО НЕ БУДЕТ ЧИТАТЬ, ПОСКОЛЬКУ КОЛИЧЕСТВО СЛОВ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПРЕВЫШАЕТ НОРМУ.

ДАННЫЙ СЛАЙД НЕ ОЧЕНЬ ПОДХОДИТ ДЛЯ
ВЫСТУПЛЕНИЙ.

  • Сократить объем текста в каждом буллите до 1-2 строк.
  • Убрать фон, особенно с учетом того, что он с градиентом.
  • Сделать смысловой перенос, так как смысловая конструкция должна находиться на одной строке (например, “… неиссякаемого кредитного плеча”).

Виды слайдов

Схемы

  • Разбить слайд на несколько /сократить количество слов до 30.
  • Увеличить размер шрифта до 24-го.
  • Повысить контраст центрального блока (белый шрифт на сером фоне потеряется на экране проектора.

ХОРОШАЯ ПОПЫТКА СТРУКТУРИРОВАТЬ
ТЕКСТОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ, НО НА ЭКРАНЕ
СЛАЙД НЕ БУДЕТ ВИДЕН.

  • Убрать заливку слайда и блоков (черный шрифт на красном фоне – неконтрастное сочетание).
  • Увеличить размер шрифта до 24-го, скорректировав размер и расположение блоков.
  • Увеличить размер шрифта основной части до 24.
  • Увеличить размер шрифта заголовка до 28 – 32 (шрифт заголовка всегда должен быть больше шрифта основной части текста).

Иллюстрации

ХОРОШАЯ ПОПЫТКА ПРЕДСТАВИТЬ ИНФОР-
МАЦИЮ ВИЗУАЛЬНО, ОДНАКО СЛАЙД БУДЕТ
ПЛОХО СЧИТЫВАТЬСЯ ВО ВРЕМЯ ПУБЛИЧ-
НЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ.

  • Повысить контраст заголовка (убрать фон с градиентом).
  • Привести все иллюстрации к единому стилю (сейчас налицо три разных стиля).
  • Увеличить размер фото, иначе его не будет видно на расстоянии.
  • Повысить контраст человечков, иначе они не будут видны на экране.

НЕПЛОХОЙ ПРИМЕР, В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, НЕСМОТРЯ НА ДОСТАТОЧНЫЙ РАЗМЕР, ИЛЛЮСТРАЦИЯ МОЖЕТ ПОТЕРЯТЬСЯ НА ЭКРАНЕ ИЗ-ЗА НИЗКОЙ КОНТРАСТНОСТИ.

  • Подобрать более темный рисунок или увеличить его контрастность.
  • Сдвинуть текст чуть ниже: начало первого слова может потеряться на экране из-за темноватого фона (низкая контрастность).

Диаграммы

СЛАЙД НЕПЛОХО ОФОРМЛЕН ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ, НО БЕСПОЛЕЗЕН ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ.

  • Упростить слайд, оставив либо шкалу Y, либо конкретные значения (без шкалы Y и линий сетки).
  • Акцентный цвет сделать более контрастным (например, все столбцы серыми, а акцентный – синим).
  • Увеличить размер шрифта до 24-го.

ПО СУТИ, ХОРОШАЯ ДИАГРАММА, НО ИЗ-ЗА
СЛАБОГО ОФОРМЛЕНИЯ АУДИТОРИЯ НИЧЕ-
ГО НЕ УВИДИТ.

  • Убрать шкалу Y и линии сетки, поставить над столбцами всего 4 цифры с конкретными значениями.
  • Увеличить размер шрифта до 24-го.
  • Увеличить размер шрифта до 24.

Таблицы

ОТЛИЧНЫЙ СЛАЙД! КАРТА БЕЗ ЛИШНИХ ДЕТАЛЕЙ, В ВЫДЕРЖАННОМ ФИРМЕННОМ СТИЛЕ, С ЯРКИМИ АКЦЕНТАМИ.

  • Увеличить размер шрифта до 24-го.
  • Убрать подложку (фон).
  1. Отражайте на слайде всего одну идею и сжимайте текст до 25–30 слов. Все остальное проговаривайте устно.
  2. Используйте только шрифт 24-го размера и больше при формате слайдов 3 х 4 и 18-го размера при формате 9 х 16.
  3. Чаще выбирайте белый фон, откажитесь от сложных рисунков на заднем плане.
  4. Применяйте не более трех цветов на слайде, как и в одежде (три цвета сочетаются всегда), оценивайте цвета на контрастность.
  5. Избавляйтесь от объемных фигур, теней, градиентов, WordArt и прочих приемов оформления, отвлекающих от сути.
  6. Старайтесь минимизировать количество чисто текстовых слайдов (менее 25% от общего количества), преобразовывайте их в графические.
  7. Обязательно тестируйте презентацию с помощью проектора.

Концовка презентации

«Запоминается последняя фраза - это Штирлиц вывел длясебя, словно математическое доказательство. Важно, как войти в нужный разговор, но еще важнее искусство выхода из разговора». («Семнадцать мгновений весны»).

Из 84 проанализированных презентаций 60 (70% от общего количества) заканчивались слайдом «Спасибо за внимание!».

Представляется, что это один из самых вредных слайдов презентации. Большинство людей не воспринимает такие слайды в качестве реальной благодарности спикера, вместе с тем наличие таковых приводит к тому, что концовки презентаций становятся похожи друг на друга, как две капли воды. Если вы считаете, что без слайда «Спасибо!» не обойтись, то будьте хотя бы оригинальны, как, например, создатели слайда юридической фирмы «Борениус».

Вы можете скачать статью “ ” в формате PDF

На сайте «Сеть творческих учителей» наткнулся на любопытный документ под названием « « . Автор его — Иванова И.А., учитель информатики ГОУ СОШ № 1301 с углубленным изучением экономики, Москва

Сам факт попытки научить учителей общим правилам создания презентаций отраден и вызывает уважение. Но кое-что в тексте меня зацепило и насторожило. Прежде всего тем, что в этом документе уделено много внимания мелочам (вроде выравнивания текста в схемах или тому, что должно быть в содержании ), но ни слова не сказано ни о размере шрифта, ни о его «читабельности», ни о подборе цветов вообще. Очевидно, предполагается, что учитель, выбрав предлагаемый Microsoft’ом шаблон и тему оформления, автоматически не сделает распространенных ошибок. Блажен, кто верует…

Но сегодня мне бы хотелось поговорить о другом. Центральное место в этом документе занимают правила оформления списков.

Это очень важная тема, поскольку практически ни одна презентация без списиков не обходится. Что же нам предлагают творческие учителя?

Правила оформления списков документ вводит как императив:

Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка. Пример 1. Моя семья:

  • папа;
  • мама;
  • брат.
Обратите внимание, что после двоеточия все элементы списка пишутся с маленькой буквы! Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы, далее – маленькими.

Признаюсь, меня очень удивила подобная категоричность. Честно говоря, я интуитивно и сам ставил в конце элемента списка точку с запятой, но вовсе не всегда. В презентации на публике, в которой каждое написанное слово очень значимо, ибо их очень немного, каждый элемент обозначает законченную мысль. Логично ставить после него точку и начинать каждый элемент списка с заглавной буквы. Косвенное подтверждение этой мысли дает и Microsoft Office, который по умолчанию автоматически заменяет первую букву элемента списка на заглавную.

Давайте разберемся, что по этому поводу говорят правила.

Вот, к примеру, отрывок из Лотош Л.С. , к.п.н., филолога, преподавателя факультета довузовской подготовки МФЮА:

Пунктуационное оформление перечней

Зголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв, а заголовки последующих уровней – со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.

Обратите внимание на знаки препинания в конце заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе.
Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.

Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).

Наконец, если части перечня представляют собой отдельные ­предложения, они друг от друга отделяются точкой:

Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:

Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо оттого, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:

Возможно, Вас заинтересует также информация по следующим ключевым словам, которую обычно ищут на моем сайте

Презентация по праву занимает видное место в арсенале педагогических методов современных учителей и преподавателей: давно известно, что любому человеку воспринимать информацию зрительно проще и интересней, чем заниматься унылой зубрежкой учебника. Особенно справедливо это для младших школьников.

Однако на сегодняшний день многие учебные презентации для школы не могут похвастаться безукоризненным исполнением: слишком часто множество грубых ошибок при составлении и оформлении дают обратный эффект, навевая на учеников скуку и затрудняя восприятие материала. Так, не все учителя понимают необходимость создания цельного мультимедийного продукта, обращая его в обычный набор картинок и текста, только показанных на экране, а ведь помимо рисунков, таблиц и пояснений к ним, слайды могут содержать самые разнообразные аудио- и видеоматериалы.

Наиболее распространенные ошибки при создании презентаций для детей и школьников:

  1. Перегруженные в смысловом отношении слайды. Каждый слайд должен доносить до учеников одну краткую мысль.
  2. Обилие текста, превращение презентации в разбитый на абзацы учебный текст. Не делайте так . Основная информация должна даваться в виде схем, картинок, видеофайлов, быть краткой, ясной. Все необходимые пояснения могут быть сделаны устно.
  3. Сливающийся с фоном или, наоборот, слишком контрастный текст. Нельзя использовать плохо отличимые цвета, но также и помещать рядом теплые и холодные тона, например, показывать голубые буквы на розовом фоне.
  4. Ошибки при выборе шрифта. Важно, чтобы вся информация на слайде хорошо читалась даже с последних парт, но не стоит ради этого превращать все буквы в заглавные. Шрифты лучше использовать стандартные, например, семейства Arial или Times, а вот использование популярного Comic Sans MS не рекомендуется - это считается дурным тоном.
  5. Чрезмерное количество иллюстраций на слайде. Лучше демонстрировать изображения по одному, чем пытаться уместить их все вместе, жертвуя мелкими деталями. Понятно, что большие экраны требуют хорошего качества используемых в презентации картинок.
  6. Злоупотребление анимацией. Анимированные эффекты должны следовать логике материала и не мешать восприятию.

Основной принцип - умеренность во всем, будь то количество текста или анимированных вставок, величина картинок, цвет и тип шрифта или продолжительность видеофрагментов. Важно всегда иметь в виду аудиторию, для которой выполняется работа: что хорошо для дошкольника, не подойдет старшекласснику, и наоборот.

Соблюдение нескольких несложных правил позволяет значительно повысить качество презентаций, а значит добиться большей вовлеченности учеников, вызвать их на диалог, обеспечить глубокое понимание материала. Например, на сайте pptcloud.ru можно увидеть множество примеров таких работ, а также скачать уже готовые.

Основные ошибки при создании презентации.

бюджетное образовательное учреждение

общеобразовательная школа №12 VIII вида»,

учитель профессионально-трудового обучения

г. Омск

Сейчас в современной школе все чаще на уроках, занятиях, мероприятиях используется мультимедийная презентация. При умелом использовании она дает большое разнообразие в проведении образовательных мероприятий. Но при создании презентации некоторые педагоги допускают ошибки. Говорят, что на ошибках учатся. Но лучше, если учиться на ошибках других.

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки при создании презентаций.

1. Количество слайдов . Перед созданием ММ урока необходимо чётко определиться с тем, что Вы хотите показать на экране. Если этого не сделать, то произойдет переизбыток слайдов, информации. Встречаются ММ презентации, состоящие из 30-40 слайдов, которые надо показать за 1 урок, т. е. за 40-45 минут. Несложные расчеты показывают, что в среднем каждую минуту меняется слайд. Нарушаются основные принципы здоровьесбережения.

2. Фон для презентации надо выбирать спокойных тонов. Следует исключать агрессивных, мрачных, раздражающих красок (черный, красный и др.). На рисунке показано 2 варианта оформления слайда. Второй вариант боле удачный, чем первый.

https://pandia.ru/text/78/554/images/image002_14.jpg" width="265" height="200 src=">

Еще одна ошибка – выбор пестрого фона для слайда. На таком слайде текст, чаще всего, плохо виден. Внимание детей рассеивается. На рисунке во втором варианте применена функция «Подложка».

https://pandia.ru/text/78/554/images/image004_4.jpg" width="258" height="194 src=">

Для всех слайдов презентации желательно выбрать один стиль, используя минимальное количество фонов. Лучше, если на всех слайдах презентации будет одинаковый фон.


3. Текст должен быть кратким. Избыток текста на слайдах затрудняет его понимание.

Запомните, презентация дополняет учителя на уроке, но не заменяет его!

Не следует на экране писать слова приветствия, благодарности, цели и задачи образовательного мероприятия, большие тексты. Всё это учитель может сказать сам. При большом количестве текста шрифт становится мелким. Слишком мелкий текст сложно не только прочитать, но и понять.

На первом рисунке показано много текста. На втором рисунке его оптимальное количество.

https://pandia.ru/text/78/554/images/image006_2.jpg" width="258" height="194 src=">

Цвет текста должен гармонировать с фоном. Нельзя допускать сливания текста с фоном. А если учесть, что в кабинете, где Вы будете демонстрировать презентацию, скорее всего, не будет полной темноты, то прочесть такой текст не представится возможным. На слайде слева показаны обе эти ошибки. Текст на слайде справа легко читается и не напрягает зрение.

https://pandia.ru/text/78/554/images/image008_4.gif" width="256" height="192 src=">

4. Таблицы, схемы, диаграммы должны быть доступны для зрителя. Бесполезна та таблица, которую невозможно прочитать. Предлагаю пример такой «бесполезной» таблицы.

5. Рисунки на одном слайде следует подбирать в одном стиле. Например, все цветные или все черно-белые, все фотографии или все рисунки и т. д. Желательно, чтобы рисунки были одного размера. Для сравнения показано два варианта.

https://pandia.ru/text/78/554/images/image011_1.jpg" width="258" height="194 src=">

На качество рисунков надо уделять особое внимание. Рисунки с плохим качеством размытые, у них нет четких очертаний. При просмотре таких рисунков напрягается зрение. Если рисунок изначально плохого качества, то его сложно исправить. В этом случае, лучше подобрать другую иллюстрацию.

6. Инструкции . Часто на уроках необходимы инструкции по выполнению каких-либо заданий. Текст инструкции должен содержать только самое основное. Излишняя информация затрудняет понимание того, что надо делать. Предлагаю два варианта одного и того же задания. Во втором варианте дана четкая последовательность выполнения задания.

https://pandia.ru/text/78/554/images/image014.gif" width="256" height="192 src=">

7. Анимация. Распространенной ошибкой многих педагогов является излишнее применение анимации. Возможностей в PowerPoint очень много. Это выпрыгивание, выползание, выскакивание и т. д. текста и рисунков. Использовать анимацию в презентации для школьников надо крайне осторожно. Чаще всего она отвлекает от главного. Анимация оправдана, если она малозаметна. К основным заголовкам применять анимацию совсем не следует.

8. Авторские права. Не только текст, но и каждый рисунок, схема, взятые из бумажного носителя или из Интернета имеет своего автора. Не забывайте на последнем слайде указывать ссылки на все материалы, которыми Вы пользовались.

Подведем итоги:

Нельзя допускать большого количества слайдов в одной презентации. Фон для презентации надо выбирать спокойных тонов. Текст должен быть кратким. Цвет текста должен гармонировать с фоном. Нельзя допускать сливания текста с фоном. Таблицы, схемы, диаграммы должны быть легко читаемы. Рисунки на одном слайде следует подбирать в одном стиле. На качество рисунков надо уделять особое внимание. Текст инструкций должен быть кратким и четким. Излишнее применение анимации недопустимо. Авторские права должны быть защищены.

Использованные источники

http://www. *****/notices/108749 - перелетные птицы

http:///Detskie_prezentatsii/nasekomye_i_ptitsy/Ptitsy_lesa_2.files/Lesnye_ptitsy. html перелетные птицы

http://www. *****/forum/showthread. php? p=743941 – схема вязания