Тест камеры ом d e m5 ii. Olympus OM-D E-M5 Mark II - качество изображения

Новая камера Olympus E-M5 mark II (то есть, второй версии) была обещана производителем довольно давно, однако сбылись мечты адептов этой системы только в начале 2015 года. Камера, которая успела в свое время сильно устареть, получила такое обновление, после которого фактически не уступает ни по одному параметру топовой камере в линейке Olympus E-M1, а по многим аспектам даже ее и превосходит. За предоставленную камеру мы хотим поблагодарить представительство компании в России.

Мысль дать нам камеру на тестирование была шагом смелым, однако, когда знаешь, что бояться нечего, то и в результате тестов уверен. Камера, на сегодняшний день, является технологически одной из самых продвинутых, хотя и недостатки у нее тоже есть. В первую очередь, изменения коснулись матрицы, которая осталась такого же разрешения, но изменилось в плане электроники и инфраструктуры. Теперь матрица умеет снимать при более расширенном диапазоне чувствительности, а также при другой частоте кадров в режиме записи видео, изменились и характеристики ее динамического диапазона. Интересно, что теперь на неё программно включён еще и электронный стабилизатор, который работает вместе с оптическим на базе ее перемещения в электромагнитном поле по данным гироскопического датчика.

Надо сказать, такая стабилизация изображения применяется очень редко. Обычно производитель ограничивается только одним типом стабилизатора, либо перемещая матрицу, либо чисто электронным, который позволяет немножко обрезать изображения уже при программной обработке картинки. Естественно, режим работы стабилизатора вы выбираете сами, и электронный стабилизатор здесь является лишь опцией. Однако такой вариант позволяет вам снимать с рук практически ровную и совсем не шатающуюся картинку. Впрочем, и ограничения у такой стабилизации тоже есть. Работает она посредством прогнозного исправления перспективы. Другими словами, камера предполагает, что у вас не просто руки трясутся, но и сама камера поворачивается в разные стороны, от чего изменяется перспектива отдельных элементов изображения, и сама картинка местами деформируется. При съемке видео это заметно, так как изображение начинает немного искажаться, и это становится еще более заметным, если вы держите камеру ровно и двигаетесь вперед. Однако это справедливая цена за абсолютно ровную картинку. Более того, такие искажения заметны, в большинстве случаев, только профессиональному глазу оператора или монтажёра. Сам же оптический стабилизатор ведет себя и без электронного превосходно.

Интересно, что видео, как одна из отстающих характеристик, была сильно подтянута. Для операторов и монтажеров теперь есть режим записи ALL-I, а также режим HD Super Fine, которые позволяют поднимать битность изображения вплоть до 70 мегабит в секунду, что, надо сказать, требует очень быстрых карт памяти, которые полноценно поддерживаются. Более того, настройки картинки здесь очень гибкие и способствуют продуктивному пост-процессингу.

Сильно изменён в камере и затвор, который стал точнее и лучше, а самое главное, должен стать стандартным затвором для камер серии OM-D. Во-первых, забор гибридный, который работает как в режиме механического, так и в режиме электронного. Это позволяет, в частности, сократить минимальную выдержку до 1/16 000 секунды, до сих пор появлявшуюся только в паре камер на рынке, а также сделать и более адекватной работу со встроенным стабилизатором. Затвор даже на слух очень приятен и как будто бы оборудован амортизатором, но при этом даже в механическом режиме его не очень хорошо слышно, то есть, он уже изначально является тихим.

Отдельного упоминания заслуживает видоискатель и ЖК-экран камеры. Видоискатель просто заимствован из старшей модели, E-M1, и представляет собой продвинутый вариант электронного видоискателя, который стилизован под оптический. Если вы смотрите в видоискатель, то обзорность днем примерно такая же, как в хороших полнокадровых зеркалках, а восприятие картинки такое же, как в оптических, то есть, в условиях плохой освещенности картинка и в видоискателе у вас тоже темная, в то время как на солнце он тоже хуже видит, как и ваши глаза. Впрочем, есть возможность отключения такой стилизации. Разрешения видоискателя хватает на то, чтобы четко видеть мелкие детали и фокусироваться вручную. Однако, он лучше чем обычный оптический, потому что позволяет выводить на него дополнительную информацию, включая сами снятые кадры.

Экран здесь не просто сенсорный, но еще и поворотный в противоположную сторону, позволяющий снимать селфи и видеообзоры. Для последнего полезен также и присутствующий в камере микрофонный штекер. Отзывчивость экрана высокая, такая же, как в современных телефонах.

Матрица стала совсем другой по динамическому диапазону — наш тест показал, что она позволяет вытягивать до 2-3 ступеней пересветов, а также 3 ступени недодержки, в то время как коррекция экспозиции доступна в пределах -5 — 5 EV, что является большой гибкостью для электроники камеры. Цветопередача даже в автоматическом режиме здесь на высоте, в камере хорошо работает автоматическое определение баланса белого.

Слабым местом в камере продолжает оставаться все та же матрица. Дело в том, что физические ограничения ее размера компании пока никак не обойти не удалось, и на минимальных значениях чувствительности, к примеру, она продолжает оставаться довольно шумной, при том что отраслевые стандарты уже ушли вперед. Этим объясняется, кстати, минимальным порогом чувствительности ISO 200, ниже которого компания пока не может опуститься, а ISO 100 существует лишь в качестве математической абстракции этой камеры с обозначением LOW. Тем не менее, разрешения матрицы вполне достаточно для печати фотографий практически любого формата, просто для печати больших кадров придется воспользоваться растягиванием через специальные программы. Впрочем, эту проблему компания решила с помощью электронных алгоритмов. Камера поддерживает возможность съемки метапанорам, при которых делаются 4 или 6 кадров со сдвигом на 1 пиксель в разные стороны, которые затем сводятся в один кадр. В результате получаются 40-64 мегапиксельные кадры, однако, применимо это только для статичных объектов (ландшафтная съемка, музейные экспонаты).

Однако, матрица является также и сильной стороной этой системы. Не оснащенная сглаживающим фильтром, а потому, имеющая высокую детализацию картинки, она сбалансирована по размеру для различных видов съемки, а разрешение дает фотографу самый минимум, из которого можно очень многое вытянуть. При этом светосильная оптика для системы на порядок компактнее, по сравнению с полнокадровыми и даже кропнутыми зеркалками и беззеркалками.

Это преимущество проявляется, впрочем, не везде, а, в основном, в съемках в путешествиях, хотя и обычные выездные съемки также от этого зависят, ведь компактность системы делает компактной и ее системную оптику. Понижаются также и требования к ряду аксессуаров, например, к штативу.

Отдельного упоминания заслуживает возможность управления камерой через телефон и другие смарт-устройства. В этом режиме доступны практически все функции, на которые камера способна, включая съемку видео и часть ночных режимов. Однако режим Live composite в данном варианте не работает, что, скорее всего, является простой недоработкой и будет исправлено в ближайших прошивках камеры и новых версиях приложения Olympus Image Share.

Еще один недостаток связан со временем работы камеры от аккумулятора. Да, новая камера по-другому работает с потреблением электроэнергии, потому что стала на 20 процентов экономнее, однако системный недостаток устранить этим нельзя — к примеру, зеркалки работают только во время съемки, в особенности, когда в объективе отсутствует стабилизатор. Системные камеры потребляют электроэнергию постоянно, так как и автофокус, и стабилизатор реализованы здесь на базе основной матрицы. В этой связи и потребление электроэнергии здесь гораздо выше. Однако, в камере отсутствует даже возможность подзарядки аккумулятора через USB, которая уже года два присутствует в моделях конкурентов. Интересно, что и сам штекер USB здесь не распространенный, а потому, сам шнур, при необходимости, нужно таскать с собой. Данный факт можно смело относить к недостаткам, так как у конкурентов он уже устранен.

Учитывая все сказанное выше, эту камеру можно смело рассматривать в качестве серьезного рабочего инструмента, пусть и со своими ограничениями. Она подойдет, преимущественно, фотографам с опытом работы с большими камерами, в качестве второй или даже первой камеры, а также подходит людям, которые мало понимают в фотографии, но котором требуется высокое качество съемки без наличия базовых навыков. Благодаря сочетанию функций, которые отсутствуют у большинства конкурентов или вообще присутствует только в камерах Olympus, эту камеру можно считать одной из самых передовых на рынке, на сегодняшний день, с существенными оговорками по поводу размера матрицы, шумов изображения, связанных с техническими ограничениями и не самого удобного хвата корпуса.

Преимущества

  • стабилизатор изображения
  • богатейший функционал для съемки
  • управление через телефон
  • автофокус, включая его работу в видеорежиме
  • видеорежим и гибкие настройки
  • режим live composite

Недостатки

  • размер матрицы
  • шумы выше среднеотраслевых
  • нет зарядки через USB, сам штекер USB

Характерные особенности

  • компактность системы
  • отсутствие низкочастотного фильтра
  • видоискатель и экран
  • затвор и функционал
  • влагозащита
  • удобство управления

Фототехника, выпускаемая этим брендом, еще не появлялась в копилке наших обзоров, несмотря на то, что торговую марку Olympus не назовешь малоизвестной. Скорее, так: широко известная в узких кругах. Но если говорить о видеосъемке данным конкретным фотоаппаратом, то информацию, которая хоть как-то раскрывала бы этот вопрос, днем с огнем не отыскать. А это большое упущение, которое мы спешим исправить.

Конструкция, технические характеристики

Предоставленная для тестирования фотокамера была укомплектована объективом с электромагнитным приводом зума.

Классический фотоаппаратный дизайн камеры предполагает наличие большого количества механических органов управления. Это положительно сказывается на удобстве видеосъемки, когда оператору требуется быстрый доступ к основным настройкам и функциям.

На колесе выбора режимов можно отыскать пиктограмму видеосъемки, что говорит о действительном наличии полноценного видеорежима. В отличие от «фотомыльниц», где видеорежим загнан в роль бесплатного функционального приложения.

Два колеса регулировки, расположенные на правой верхней части корпуса, предоставляют возможность оперативного изменения параметров экспозиции, но с непривычки трудно понять, как регулировать эти параметры непосредственно во время съемки: возникает ощущение, словно при старте записи все параметры, кроме фокуса и зума, блокируются. На самом деле доступ к прочим параметрам осуществляется либо через скрытое справа меню на сенсорном дисплее, либо нажатием кнопки ОК с последующим вращением регулировочных роликов. Речь идет, конечно, о съемке с ручными настройками (на «полном автомате» экспозиция изменяется автоматически).

На правом торце корпуса расположилась откидная дверца, под которой находится слот для карты памяти.

На левом торце под резиновой заглушкой находятся все служебные разъемы:

  • микрофонный вход 3,5 мм
  • видеовыход Micro-HDMI
  • универсальный разъем, в котором совмещен USB 2.0 и аналоговый A/V-выход (специальный кабель с выходом USB имеется в комплекте)

Камера комплектуется аккумулятором BLN-1 емкостью 1220 мА·ч. Фотоаппарат имеет стандартное для подавляющего большинства фотокамер ограничение на длительность беспрерывной видеозаписи, которое составляет 29 минут 59 секунд вне зависимости от выбранного режима. По истечении этого времени запись остановится, а возобновить ее можно будет только вручную повторным нажатием кнопки Rec.

Путем длительного наблюдения за процессом видеосъемки, в течение которой приходилось несколько раз возобновлять запись, удалось выяснить примерное время автономной работы фотоаппарата от полностью заряженного аккумулятора: его ресурса хватает на 118 минут съемки в режиме 1920×1080 60p. Это около двух часов, очень неплохой результат для фотоаппарата. Во время длительной записи камера почти не нагревается, и отказов по этой причине можно не бояться.

Объектив, с которым изучалась камера, обладает несколькими любопытными особенностями: кнопкой блокировки автофокуса и сдвижным кольцом трансфокатора, в разном положении которого зуммировать можно как вручную, так и с помощью встроенного практически беззвучного электромагнитного привода.

Основные технические характеристики фотоаппарата приведены в следующей таблице:

Объектив
фокусное расстояние
диапазон диафрагм
Камера
процессор
датчик изображения

CMOS 4/3″ 17,3×13 мм, 17,2 Мп (эффективных 16,1 Мп)

Габариты, масса
  • 124×85×45 мм без объектива
  • 469 г с батареей и картой памяти (без объектива)
Время непрер. записи от батареи, входящей в комплект

до 118 минут в формате 1920×1080 60p Super Fine

Носитель

карты памяти SDHC или SDXC

Форматы видео

в тексте статьи

Интерфейсы
  • микрофонный вход 3,5 мм
  • видеовыход Micro-HDMI
  • универсальный разъем (USB 2.0 и A/V-выход)
  • Wi-Fi ()
Прочие характеристики
  • электронный видоискатель 2,36 млн точек
  • откидной поворотный сенсорный ЖК-дисплей 3″ 1,037 млн точек
  • встроенный стабилизатор (сдвиг сенсора + электронная стабилизация)
Стоимость с объективом (kit, модель объектива уточняйте у продавца)
Средняя цена
по данным Яндекс.Маркет
T-12114519
Предложения
по данным Яндекс.Маркет
L-12114519-10
Стоимость без объектива (body)
Средняя цена
по данным Яндекс.Маркет
T-12114518
Предложения
по данным Яндекс.Маркет
L-12114518-10

Видео/фотосъемка

В статьях с обзорами видео- или фотокамер не делается попыток снять художественный, видовой или экшн-фильм, как того хочется некоторым читателям. Цель каждой сугубо технической статьи - рассказать об эксплуатационных свойствах прибора, по возможности показать, каким образом настройки камеры либо условия съемки могут повлиять на характер и качество получаемого видео, а также ознакомиться с оригинальными видеороликами, снятыми в фиксированных условиях, для последующего сравнения со съемкой другими аппаратами.

Обработкой изображения в фотоаппарате занимается процессор TruePic VII, самый новый и старший в линейке этих процессоров. Камера ведет запись в форматы... А вот здесь следует призадуматься, прежде чем перечислять эти самые форматы. Касаемо контейнера, в который упаковывается видео - тут всё просто, используется широко распространенный контейнер MOV, в котором вместе с видео содержится несжатый двухканальный аудиопоток в формате PCM с битрейтом 1536 Кбит/с, а также поток таймкода в формате QuickTime TC. Но перечислить имеющиеся в камере параметры видео даже не стоит пытаться. Можно разве что привести параметры, которые заданы в фотоаппарате по умолчанию. Однако хитрость в том, что каждую из этих имеющихся заводских предустановок можно изменить до неузнаваемости. Вот как это происходит в настройках:

Можно видеть, что пользователь в состоянии изменить по своему усмотрению размер кадра, способ сжатия, частоту кадров и битрейт, создав свой уникальный пресет для видеозаписи, которого нет среди заводских установок. Разумеется, тут не обошлось без ограничений. Например, при способе кодирования All Intra нельзя выставить частоту кадров больше, чем 30 в секунду (подробнее о способах кодирования можно прочесть в недавней статье Видеосъемка фотоаппаратом. Canon EOS 7D Mark II).

Созданные пресеты под соответствующей нумерацией оказываются доступны в списке быстрого выбора формата записи, который вызывается нажатием кнопки OK. Здесь, в одном из пресетов, возможна дополнительная трансформация режима, но касающаяся уже не технических параметров файла, а изменяющая фактическую скорость считывания изображения с матрицы (fps).

Таким образом, камера позволяет изменить скорость видеосъемки от замедленной вдвое (x0,4 при 24p или x0,5 при 30p) до ускоренной почти в четыре раза (x3,75 при 30p). Звуковая дорожка в видеофайлах, снятых при разной fps, присутствует, но она пустая - то есть звук во время замедленной или ускоренной видеосъемки не записывается.

Взглянем теперь на фактические значения битрейтов, которые камера использует при кодировании видео с параметрами All Intra, Super Fine, Fine и Normal. Рассматривать станем, конечно же, на примере съемки Full HD.

Настройка Максимальный битрейт
1920×1080 30p All Intra 70 Мбит/с
1920×1080 60p Super Fine 50 Мбит/с
1920×1080 60p Fine 30 Мбит/с
1920×1080 60p Normal 18 Мбит/с
1920×1080 с изменяемой fps от 50 Мбит/с (x1,2-x3,75) до 30 Мбит/с (x0,5-x0,6)

Помимо сжатия в H.264, камера умеет записывать в Motion JPEG, однако максимальным размером кадра в такой съемке является 1280×720, и особого интереса для нас этот режим не представляет.

Представленная выше таблица будет являться списком предпочтительных режимов, на основе которых мы станем изучать особенности видеосъемки данной камерой, а качеству сжатия в каждом из режимов мы обязательно уделим внимание.

Наглядно представить разницу в детализации и характере картинки, которые дают выбранные нами режимы записи, можно с помощью следующих стоп-кадров и оригинальных роликов. В сравнении участвуют как пасмурные, так и солнечные кадры (за неделю тестирования солнышко выглянуло буквально на полчаса, что нам и удалось зафиксировать).

1920×1080 30p All Intra 70 Мбит/с

Скачать ролик Скачать ролик
1920×1080 60p IPB 50 Мбит/с 1920×1080 60p IPB 50 Мбит/с

Скачать ролик Скачать ролик
1920×1080 60p IPB 30 Мбит/с 1920×1080 60p IPB 30 Мбит/с

Скачать ролик Скачать ролик
1920×1080 60p IPB 18 Мбит/с 1920×1080 60p IPB 18 Мбит/с

Скачать ролик Скачать ролик

Первый же взгляд на стоп-кадр или видеоролик заставляет сделать неутешительный вывод - и здесь, в этом фотоаппарате, применяется технология адресного считывания с матрицы, что приводит к известным недостаткам. Вот они, эти недостатки: алиасинг (ступенчатость контрастных краев объектов и дискретность тонких наклонных линий - тот самый «эффект дуршлага»), муар (с ним мы еще столкнемся), ну и, конечно, общая замыленность изображения, приводящая к низкой разрешающей способности. Она действительно невелика, всего до 750 ТВ-линий по горизонтальной стороне Full HD-кадра. А вот, кстати, и обещанный муар.

Что касается качества картинки в разных режимах с разным уровнем битрейта - относительно этого фактора выводы делать пока рановато, ведь в статике все выглядит одинаково, более-менее прилично.

Стабилизатору в статье нужно отвести отдельное почетное место. Это, пожалуй, первая встреченная нами фотокамера, где система стабилизации действительно работает в видеосъемке. И работает так, что иная видеокамера обзавидуется.

Стабилизатор здесь используется встроенный в камеру. Он, разумеется, не оптический, а основан на принципе сдвига матрицы относительно оси объектива. Также в камере имеется электронная (программная) стабилизация, которая окончательно устраняет огрехи матричного стабилизатора. Таким образом, при видеосъемке на выбор предоставляется три варианта работы стабилизатора:

  • стабилизатор выключен
  • режим стабилизатора M-IS1 - фотоаппарат использует одновременно сдвиг матрицы (VCM) и электронную коррекцию
  • режим стабилизатора M-IS2 - фотоаппарат использует только коррекцию со сдвигом матрицы (VCM), электронная коррекция не используется

Получается, в режиме M-IS1 стабилизация должна работать эффективнее, чем в режиме M-IS2. Оценим результат съемки во всех режимах стабилизации в трех стандартных ситуациях: съемка с рук в движущемся автомобиле, съемка с рук на ходу и съемка с рук в неподвижном положении с использованием зума.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Ну, каково? Подобная эффективность стабилизатора оказалась приятным сюрпризом даже для владельца фотоаппарата, который любезно предоставил камеру для тестирования. Похоже, недооценивал хозяин свою технику. Благодаря такому стабилизатору (речь о связке матричного стабилизатора с электронным) появляется возможность вести достаточно ровную съемку в условиях, совершенно безумных с точки зрения оператора. К примеру, из движущегося автомобиля, да еще и на полном зуме.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Однако нужно помнить, что электронный стабилизатор склонен создавать в видео рывки, резкие быстрые сдвиги изображения. Такие рывки появляются, когда заканчивается свободная площадь матрицы, с помощью которой компенсируется сдвиг картинки. Следовательно, электронным стабилизатором нужно пользоваться с осторожностью и не применять его, к примеру, во время панорамирования. Также следует отметить, что при активации электронного стабилизатора (режим M-IS1) угол обзора камеры немного уменьшается.

Следующий вопрос - автофокус. Во время видеосъемки рассматриваемой камерой доступно пять способов фокусировки: однократный автофокус при старте записи, постоянная автофокусировка, ручная фокусировка, однократная автофокусировка при старте записи с последующим ручным автофокусом и, наконец, следящая автофокусировка.

Работу автофокуса (а мы пользовались в основном обычной постоянной автофокусировкой) можно охарактеризовать как нетипичную. А именно: в условиях, близких к идеальным (казалось бы) он ведет себя не так внятно, как в условиях реальной съемки, когда в кадре присутствует большое количество разноудаленных контрастных объектов. Это хорошо для обычного оператора «из жизни», который вряд ли занят стендовой съемкой контрастных бумажных мишеней, но во время тестирования такое поведение автофокуса, признаться, немного сбило с толку.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Добавим, что за время нескольких «реальных» съемок, когда в кадре присутствовали лица, к автофокусу вообще не возникло претензий. Ну, за исключением, пожалуй, единственной - скорость работы привода автофокуса не так высока, как хотелось бы.

Поскольку в нашей фотокамере используется многомегапиксельная матрица, то можно ожидать довольно высокий уровень роллинг-шаттера (подробнее см. в материале Роллинг-шаттер в видеосъемке - описание дефекта, примеры, пояснения ). Чтобы оценить его уровень, узнаем сначала угол наклон вертикалей с помощью нашего стенда с диском, который вращается с постоянной скоростью.

Полученный результат в 3,2° можно считать средним (речь, конечно, только о Full HD). Для сравнения приведем два примера: при съемке в Full HD фотоаппарат Panasonic DMC-GX8 допускает наклон вертикалей в 4,4°, в то время как фотоаппарат Sony DSC-RX100M4 - всего лишь 2,5°. Наклоны вертикалей, которые дает рассматриваемый фотоаппарат, в реальной съемке могут выглядеть примерно так:

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Второе проявление роллинг-шаттера, желейность картинки, измерить нельзя, зато увидеть - вполне реально. Такую съемку проще всего сделать, прокатив тестируемую камеру на дерганом электроавтомобильчике, благо наш фотоаппарат имеет небольшие габариты и массу.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Да, результат съемки еще раз доказывает недопустимость размахивания камерой - в таком случае объекты в кадре будут выглядеть словно покрытые жидким стеклом, по которому пробегают волны.

С момента изучения самых первых съемок не покидало ощущение, что в режимах с большим количеством битрейта уровень этого битрейта явно завышен, чрезмерен. По крайней мере, в статичной съемке избыточность битрейта налицо, поскольку для Full HD-кадра при наличии хорошего кодировщика вполне достаточно и обычного потока стандарта Blu-ray. Но вдвое выше - зачем?

Попытаемся отыскать хоть какую-то разницу в основных режимах с разным уровнем битрейта. Для начала изучим съемку статичных объектов в большим количеством деталей.

1920×1080 30p
All Intra 70 Мбит/с
1920×1080 60p
50 Мбит/с
1920×1080 60p
30 Мбит/с
1920×1080 60p
18 Мбит/с
1920×1080 30p
x0.5 30 Мбит/с

Некоторые отличия при большом желании можно разглядеть, особенно если увеличить масштаб отображения стоп-кадров. Это несходство выражается в разной детализации мелких объектов. Что любопытно, в режиме All Intra объекты прорисованы не так тщательно, как в режимах с обычным типом сжатия и со стандартной частотой кадров при съемке.

Ну а что покажут кадры, в которых присутствует движение?

1920×1080 30p
All Intra 70 Мбит/с
1920×1080 60p
50 Мбит/с
1920×1080 60p
30 Мбит/с
1920×1080 60p
18 Мбит/с
1920×1080 30p
x0.5 30 Мбит/с

Вот здесь нехватка битрейта уже налицо, но только в случае записи с потоком 18 Мбит/с. В то время как уже на 30 Мбит/с явных изъянов кодирования не наблюдается. Таким образом, практика показывает, что 30-мегабитного потока вполне хватает для качественного сохранения материала. Хотя при наличии достаточно емких карт памяти вопрос битрейта не стоит слишком уж остро, а в таких случаях, как видеосъемка, избыточность гораздо выгоднее недостаточности.

Как и в подавляющем большинстве любительской техники, рассматриваемый фотоаппарат предоставляет возможность цифровой обработки кадра «на лету». Этой функцией, скорее всего, воспользуется тот, кто не желает тратить время на последующий монтаж с цветокоррекцией материала. Имеющиеся художественные фильтры выбираются настроечным колесиком из всплывающего меню.

Работу некоторых фильтров можно оценить по следующим стоп-кадрам (прилагать оригинальные видеоролики вряд ли имеет смысл, но - на всякий случай - они хранятся у нас очень долгое время).

Vivid Натуральный Поп Арт

Мягкий Фокус Бледные цвета Зернистость

Пинхол Кросс-Процесс Легкая Сепия

Расширенная Тональность Key Line Акварель

Винтаж Выбор Цвета (желтый) Светлая Тональность

Хочется отметить оригинальное исполнение одного из режимов, в котором реализована съемка отдельного цвета с исключением всех прочих цветов: выбор требуемого цвета, на котором фотоаппарату следует акцентировать внимание, производится с помощью цветового колеса. Вращением одного из настроечных роликов осуществляется перемещение по кругу точки выбора цвета, одновременно с этим на дисплее отображается тот цвет, в зоне которого эта точка находится. Непосредственно во время видеосъемки изменить отображаемый цвет и другие настройки нельзя, все параметры выбираются до старта записи и затем фиксируются.

Изменение чувствительности при видеосъемке возможно в режиме M , который активируется колесом режимов. Настройки чувствительности при видеосъемке варьируются от ISO 200 до ISO 6400.

Присутствует большой выбор чисел ISO, так как дискретность в списке доступных значений достаточно короткая: ISO 200/250/320/400/500/640/800 и так далее. Во время следующей видеосъемки мы ограничились шестью вариантами, от ISO 200 до максимально возможного ISO 6400.

ISO 200 ISO 400 ISO 800

ISO 1600 ISO 3200 ISO 6400

Требуется отметить характерную особенность, которая, возможно, является визитной карточкой этого фотоаппарата: практически полное отсутствие шума даже на высоких уровнях чувствительности. Что, так эффективно работает шумоподавление?

Проверим данную теорию. В этом помогут имеющиеся в фотоаппарате настройки шумоподавления (кстати, подобные настройки можно отыскать лишь в «серьезных» камерах топ-класса или аппаратах из профессионального сегмента). Как видно из скриншота настроек, здесь имеется возможность отключить подавление шума, либо выбрать одну из трех степеней шумоподавления: Слабо, Стандарт и Сильно.

Как же не воспользоваться таким предложением. Обязательно проверим эффективность технологии, а заодно попробуем отыскать разницу в видео, снятом при отключенном шумоподавлении и во всех трех градациях фильтра. Перед съемкой были проведены необходимые ручные настройки: диафрагма открыта полностью, выдержка соответствует частоте кадров в текущем режиме съемки (1080 60p), а ISO выставлено на максимальный уровень.

F3,5, выдержка 1/60, ISO 6400
Фильтр шума: откл. Фильтр шума: слабо Фильтр шума: стандарт Фильтр шума: сильно

Как это можно охарактеризовать? Во-первых, опять мы не видим того шума, которым, казалось бы, непременно должна сопровождаться съемка с максимальными значениями ISO. Во-вторых, особой-то разницы совсем не наблюдается: что шумоподавление выключено, что оно работает... Конечно, статичным стоп-кадром не отразишь наличие динамичного шума, однако, будь этот шум явным, то непременно бы отобразился на картинке характерными артефактами.

Благодаря возможности фотоаппарата переключаться из PAL в NTSC пользователь наверняка переключится в самый плавный режим, 60p. Ровно так, как это сделали мы перед тестированием по просьбе читателей. Однако следует помнить, что в некоторых случаях, когда съемка ведется с частотами, принадлежащими к стандарту NTSC (30 или 60 кадров в секунду) и с выдержкой, кратной таким частотам, в кадре можно получить известное мерцание. Правда, для этого «требуется», чтобы сцена освещалась люминесцентными или ртутными лампами. Ну и, конечно, страна, в которой производится съемка, должна относиться к 50-герцовой зоне.

Программное обеспечение

Перед тестированием фотокамеры мы убедились, что ее прошивка - самая свежая, .

Существуют, оказывается, фотоаппараты, в которых видеовыход является этакой обособленной программно-аппаратной функцией. Буквально так: азбучная возможность отдачи живого видеопотока имеет собственное имя - наверняка патентованное, куда без этого - и даже свои ограничения, выражающиеся в прекращении трансляции через определенное время. Наверное, этим временем являются пресловутые полчаса, стандартное ограничение на беспрерывную видеозапись. Но видеозапись и трансляция - это же суть разные функции. Почему и зачем подобное ограничение существует - неясно. Ясно одно: в нашем фотоаппарате подобного изъяна не имеется, видеовыход работает бесперебойно и постоянно, пока фотоаппарат получает питание от аккумулятора.

С помощью последовательного переключения режимов отображения информации (кнопка Info) можно добиться получения с HDMI выхода камеры сигнала как с информативным наполнением, так и чистого сигнала. Однако такой элемент, как, например, сетка, отключается в отдельных настройках.

Функции адаптера Wi-Fi, который встроен в фотоаппарат, реализуются посредством мобильного приложения Olympus Image Share (). Это приложение отличается устойчивостью в работе, отсутствием необъяснимых ошибок, зависаний и вылетов. Задержка при передаче видеопотока составляет около половины секунды.

Имеющиеся в приложении основные настройки фотоаппарата во многом повторяют те, что доступны в служебном меню самой камеры. Приложение работает как в книжном, так и альбомном режимах, грамотно размещая элементы управления.

Беспроводной адаптер фотокамеры создает точку доступа со следующими характеристиками:

Максимальное расстояние, на котором связь смартфона и камеры остается устойчивой, составляет около 60 метров с условием отсутствия преград и незамусоренностью эфира.

Настройки фотоаппарата своим количеством функций могут посоревноваться с настройками профессиональных фото- или видеокамер. Обобщая, можно сказать и так: настраивается практически любой компонент: пользовательские режимы, функции кнопок, помощник по фокусировке и так далее. Даже гистограмма, которая отображается на дисплее фотоаппарата в видеорежиме, имеет настройки порога:

Фотоаппарат предусматривает возможность автоматической съемки с заданным временным интервалом между снимками, такая съемка в камере доступна только в режимах P/A/S/M и носит название цейтраферной. Из полученных снимков можно сделать видеоролик с большим размером кадра и соответствующей разрешающей способностью. Звука в таком видеоролике, разумеется, не будет.

Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер

Видео , 0 люкс >1000 люкс

Как видно из стоп-кадров и видеороликов, особо высокой чувствительностью фотоаппарат не отличается. Съемка этой сцены с автоматическими настройками показывает адекватную и очень аккуратную работу автоматики. Однако, учитывая, что на высоких ISO картинка практически не шумит, эта автоматика вполне могла бы «задрать» чувствительность и повыше, тем самым сделав картинку светлее. Тем не менее, с ручными настройками оказывается возможным вести съемку уже при пяти люксах, не боясь получить шумный материал.

О разрешающей способности камеры уже говорилось, она традиционно невысока для таких фотоаппаратов, которые считывают информацию с датчика с пропуском строк: до 750 ТВ-линий по горизонтальной стороне Full HD-кадра.

Выводы

Из недостатков рассмотренной камеры можно перечислить лишь такие очевидные, как невысокая разрешающая способность, алиасинг и муар. Пожалуй, на этом негативный список и заканчивается. Все остальные факторы, выявленные во время тестирования, имеют исключительно позитивный характер:

  • великолепный стабилизатор
  • низкий уровень шума при съемке с недостаточным уровнем освещенности
  • большое количество профессиональных настроек
  • хорошее энергосбережение

Благодарим Дмитрия Ушакова
за предоставленную для тестирования фотокамеру

Я портретный фотограф, занимаюсь в основном студийной съёмкой. Работаю на системе Canon. Сейчас у меня Canon 5D Mark III и небольшой компакт для «карманного» использования Canon G10.

Все течёт, всё изменяется и сегодняшний рынок фотоаппаратов усиленно развивается в сторону системных камер. Сейчас любой себя уважающий производитель считает нужным выпустить свою беззеркалку. Согласитесь, всё же удобней гулять или путешествовать, даже просто иметь под рукой маленький и легкий аппарат со всеми функциями и качеством изображения, не уступающими большому и тяжёлому зеркальному фотоаппарату. И хотя моя «десяточка» еще вполне работоспособна, я всё же решила приобрести себе системную камеру.

Выбирала долго. Как я уже говорила, рынок беззеркалок большой, на любой вкус и цвет. Здесь тоже идет борьба за пиксель и размер матрицы, чтобы привлечь покупателя. А я искала «свою» камеру. Olympus как-то сразу приглянулся. Может по тому, что когда-то на плёнку снимала именно этой системой, не знаю.

© Юлия Ситохова

Из всех представленных системных камер Olympus я выбрала OM-D E-M5 Mark II и не пожалела ни разу. Лёгкий, компактный, с множеством кнопок, которые программируются под каждый режим съёмки. Удобный, а, главное, огромный парк оптики. И не важно, что матрица кроп 2 по сравнению, например, с Sony, что выпустила полнокадровую беззеркалку со сменной оптикой, главное – качество изображения и удобство в использовании. Всё это оказалось на высоте.


© Юлия Ситохова

Кто-то писал, что неудобное и навороченное меню. Не соглашусь. Всё предельно ясно. А при возможности программирования кнопок – еще и удобно. Просто надо немного посидеть, почитать и посмотреть.


© Юлия Ситохова

Я не буду вдаваться в технические подробности и характеристики камеры. Об этом вы можете прочесть в более технически компетентных источниках. Вот здесь, например, можно прочитать очень подробный тест этой камеры или . Последний помог мне окончательно определиться. Я же просто поделюсь первым впечатлением стороннего обывателя, если можно так сказать.


© Юлия Ситохова

Первые впечатления

В камере много предустановленны х автоматических программ: e-Portrait – камера сглаживает тон кожи для просмотра на HD TV, макро, съёмка с проводкой и др. Есть возможность их немного скорректировать. Встроены творческие фильтры – с ними интересно работать. Есть такая функция, как исправление перспективы прямо во время съёмки. Встроенный модуль Wi-Fi позволяет сразу передать отснятый материал и управлять камерой со смартфона или планшета. В камере встроенный пятиосевой стабилизатор, что позволяет снимать с рук при низкой освещенности почти без смаза. А съёмка видео с таким стабилизатором просто сказка – стэдикам не нужен.


Olympus OM-D E-M5 Mark II + M.Zuiko Digital ED 12-40mm f/2.8 Pro, Эффект Диорама, Камерный JPEG. © Юлия Ситохова

Первые кадры, снятые этой камерой просто потрясли своим качеством. Цепкий автофокус, а, главное, шустрый – подумать не успеешь, а он уже сфокусировался. Поворотный экран и режим абсолютно бесшумного затвора делают камеру удобным оружием репортажника. Высокая детализация понравится пейзажисту, а с 40-мегапиксельно м режимом 40M Hi Res Shot будет интересно снимать натюрморты и предметку.


Снимала в разных автоматических режимах. Так как снимаю всегда raw+jpeg, была возможность сравнить снимки и оценить работу камерного процессора – камерный jpeg выше всех похвал. Ну, а если что не устраивает, можно «поковырять» raw.






Что касается ручного режима – проверила камеру на студийной съёмке и опять же осталась в полном восторге. Конечно, зеркало по качеству изображения будет лучше и всё же Olympus приятно удивил и впечатлил. Камеру я взяла с объективом M.Zuiko Digital ED 12-40mm f/2.8 Pro — роскошен и очень удобен, с учетом достаточно высокой светосилы плюс минимального расстояния фокусировки всего в 0,2 метра снимать на него можно очень широкий набор сюжетов. Очень хорошее стекло. Рекомендую как kit именно его. Резкость по всему полю, высокая детализация. Картинка великолепная для зума, на ином кадре от фикса и не отличишь. Может быть со временим возьму себе для портретных съёмок Panasonic Leica 42,5mm 1.2 – время покажет.

В комплекте поставке с фотоаппаратом идет вспышка FL-LM3. Вспышка может использоваться как в вертикальной, так и в горизонтальной ориентации. Также возможно использование отраженной вспышки. Очень удобная.

Canon 5D MkIII VS OM-D E-M5 MkII


© Юлия Ситохова

Недостатки Olympus OM-D E-M5 Mark II

Есть небольшие недостатки, а как же без них. На мой взгляд можно было бы сделать возможным включение Wi-Fi программируемой кнопкой, а так приходится лезть в меню. Отсутствует встроенный модуль GPS, что для некоторых покажется большим минусом, лично для меня это не криминально, да и зарядка аккумулятора из-за этого держится дольше. А вот аккумулятор слабоватый (350-400 кадров) – надо обязательно купить дополнительный, чтобы не остаться посреди съёмки с разряженным аккумом. Маленькая рукоятка для хвата, хотелось бы чуть больше, чтобы не заморачиваться с дополнительным оборудованием – хотя, если сделать хват больше, как, к примеру, у М1 – то прощай компактность. Крепление ремня стало немного другим по сравнению с предыдущей версией – мне немного неудобно, мешается и всё же человек ко всему привыкает. Вот, может, и я об этом скоро забуду.

Заключение


© Юлия Ситохова

Вывод по первому впечатлению – камера очень понравилась. Съёмка с ней оказалась удобной и качественной. Ещё ни разу не усомнилась в своём выборе. Я довольна. Зеркалку может и не заменит, тем немение свои функции выполнит на все 100% — поездки, прогулки, командировки, даже просто тестовые снимки, теперь станут «легче» и качественнее. Качество сборки и материалов выше всяких похвал. Отличный видоискатель, поворотный экран – удобно при транспортировке, можно закрыть. Огромное количество настроек и функций на любой вкус. Хотя уровень (да и цена) камеры — явно не для новичков, о них тоже не забыли. Гибкость управления, с учетом функциональных клавиш, просто отменная. СТАБИЛИЗАТОР!!! С рук, при фокусном расстоянии 40 мм (экв 80мм на full-frame) с выдержкой 1/2 секунды — спокойно. Рабочее ISO 3200 включительно. Пыле- и влагозащита. Большой выбор оптики, как от Olympus, так и от Panasonic. Добавьте сюда возможность поставить через переходник фактически любое стекло с любой системы — и простор для творчества открывается широчайший. И всё же главное – это качество фото. Хотя сенсор — не из новейших, 16 МП, качество фото — отличное. Это если в общем. А дальше каждый уже решает, исходя из собственных вкусов, семейного бюджета и поставленных перед камерой задач.

Напоследок хочу сказать: не надо искать кнопку «шедевр» на фотоаппарате, ищите её в своей душе.

Я — Юлия Ситохова — портретный фотограф Яэль. Основной вид деятельности — портретная фотография во всех её проявлениях. Моя задача уловить эмоции и сохранить о них память в фотографиях. А фотография для меня не просто работа или хобби, это частичка моей и вашей души .

Официальный сайт